11 февраля 2013 года в здании Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) г. Санкт-Петербурга прошло первое заседание попечительского совета по восстановлению храма Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади («Спаса-на-Сенной»). В качестве сопредседателей выступили ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Гатчинский Амвросий и председатель КГИОП Санкт-Петербурга А.И. Макаров.
В заседании также приняли участие настоятель прихода храма Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади священник Михаил Малюшин, глава администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга И.Г. Мясников, заместитель директора дирекции заказчика КГИОП Санкт-Петербурга И.Д. Шаховской, заместитель главы администрации МО «Тосненский район ЛО» И.В. Смирнова, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, председатель Комитета по законодательству В.В. Милонов, заместитель генерального директора НИИ «Спецпроектреставрация» г. Санкт-Петербурга М.И. Мильчик, кинорежиссер А.Н. Сокуров, директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский, художественный руководитель Белого театра М.М. Чавчавадзе, художественный руководитель и директор Александринского театра В.В. Фокин, ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры С.И. Михайловский, почетный архитектор РФ Р.М. Даянов, заслуженный архитектор РФ В.Н. Ловкачев и др.
В приветственном слове епископ Амвросий отметил, что при реализации данного проекта речь идет не просто о воссоздании храма как одной из градостроительных доминант исторического центра Петербурга, но прежде всего о создании крупного духовно-просветительского центра на базе собора.
По словам А.И. Макарова, понимание значимости восстановления утраченного храма высказал и губернатор Петербурга Г.С. Полтавченко, инициировав в начале 2012 года создание рабочей группы по вопросам воссоздания храма на Сенной площади при Правительстве Санкт-Петербурга и всесторонне поддержав создание и работу попечительского совета по воссозданию храма.
Председатель КГИОП Санкт-Петербурга привел историческую справку об Успенском храме и отметил, что на сегодняшний день уже ни у кого не вызывает сомнения, что восстановление храма Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади является самым значимым и статусным церковным проектом Санкт-Петербурга, поскольку сегодня в городе нет ни одного воссозданного от фундамента храма, в отличие от других крупных городов России.
Далее были рассмотрены организационные вопросы. Члены собрания заслушали доклад настоятеля священника Михаила Малюшина о текущем состоянии дел по воссозданию храма и доклад генпроектировщика архитектора Р.М. Даянова о концепции воссоздания храма. В.В. Фокин в своем выступлении поднял вопрос финансирования проекта.
Были зачитаны два приветственных письма — от спикера петербургского Законодательного собрания В.С. Макарова и народной артистки СССР, художественного руководителя МХАТ им. Горького Т.В. Дорониной, которая не смогла прибыть на заседание.
***
История Успенской церкви на Сенной площади начала свой отсчет с 1751 года и закончилась варварским разрушением в 1961 году.
Церковь строилась на средства проживавших рядом с площадью купцов, а также множества других жертвователей-петербуржцев, и за свою историю пережила несколько комплексных реконструкций.
В момент своего расцвета храм был пятипрестольным, обладал прекрасным внутренним убранством, а его колокольня по высоте была второй в Санкт-Петербурге, уступая лишь колокольне Петропавловского собора.
Местоположение данного храма подчеркивало его значимость для северной столицы, поскольку составляло вместе с сохранившимся зданием Карьергардии как бы парадный въезд в ее центральную имперскую часть.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы будет восстановлена на месте, где найдено старое основание храма, которое полностью сохранилось под асфальтом. Открытие сделали строители, которые исследовали территорию для планирования работ. Старый фундамент абсолютно цел, включая ступеньки к уже разрушенному храму. Также недалеко от алтарной плиты сохранился засыпанный вход в помещения собора.
Количество просмотров (42)